Муниципальное образование "Городское поселение "Город Ермолино"

Оружейницы – на страже Родины

07.05.2019

Жива человеческая память о прошлом, живы дети войны, на плечи которых легли страх за жизнь, голод, бытовая неустроенность, смерть близких. Среди них — не только зрелые воины, старики и дети, но и хранительницы очага – женщины, предназначение которых не убивать, а рожать, создавать семейный очаг 

Отошли в прошлое залпы победного салюта Великой Отечественной войны, давно подсчитаны человеческие и материальные убытки страны, ушли в мир иной матери, верившие в обещание сыновей: «Я вернусь, мама!» Уже третье поколение человечества (речь идёт о советских людях) начинает свой трудовой день под мирным небом. Любая война – это гибель близких, смерть, кровь, пожарища, голод. Любая война рождала героев, пытавшихся установить жизнь на земле. Героями становились люди без пола, нации и возраста. 

Испокон веков

С былинных времён донесла история до нас имена отважных натур, которые не только охраняли рубежи Отечества, но и вступали в поединок с мужчинами, ловко скакали на коне, метко стреляли из лука, великолепно владели мечом. 

Слухи былинные поведали о подвиге княгини Ольги, мстившей за смерть князя Игоря, дочери воеводы Фили – Фёкле. Она вступила в ополчение и приняла участие в битве поля Куликова, Надежда Дурова, ординарец Михаила Кутузова, старостиха Василиса Кожина, сестра милосердия Даша Севастопольская, Мария Бочкарёва, кавалер двух Георгиевских крестов, командир добровольческого батальона смерти во время Первой мировой войны.

стория Второй Мировой войны хранит тысячу примеров мужества женщин уже на регулярной основе. Красная Армия была первой в европейской армии ХХ века, включившей женские боевые официальные подразделения.

Их биография началась с приказа Наркома обороны СССР Иосифа Сталина в апреле 1942 года. О мобилизации и направлении в войска связи, ВВС и ПВО 120 тысяч женщин. 

Мой рассказ – от одной из них, служившей на нашем инютинском аэродроме. Имя этой оружейницы – ефрейтор 562 ИАП Любовь Андреевна Костерева (1923 года рождения).

Несколько десятилетий ермолинские школьники собирали по крупицам сведения о подвигах тех, кто защищал нашу малую Родину. Среди воспоминаний авиаторов воинов есть и рассказы женщин о себе и своих однополчанах. Вот что поведала о своей службе Любовь Пентехина в замужестве, в девичестве Люба Костерева.

Вот как это начиналось 

Восемнадцатилетняя москвичка после мобилизации мужчин на войну пошла работать на завод «Компрессор». Предприятие выпускало новый вид оружия «Катюша». Люба осваивала профессию фрезеровщицы, по ночам дежурила во дворах или на крышах, гасила зажигательные снаряды песком. В апреле 1942 года вышел Указ Наркома о призыве женщин в армию. Как специалиста, работа которого была связана с металлом, девушку направили на учебу в школу младших авиаспециалистов (ШМАС). Школа находилась в Мордовии, в городе Ардатове. Вагоны с сеном на полу, кипяток на остановках, за трое суток все перезнакомились и даже подружились. И вот школа ШМАС. Распорядок строгий – по сигналу, изнуряла строевая подготовка, политзанятия и изучение пулемёта ШКАС (шпитальный комарицкий авиационный скорострельный). Через два месяца девушки в подогнанном военном обмундировании стояли перед старшиной Тиняевым в строю в деревне Инютино. Рядом — инютинский аэродром, место их службы. И вновь учёба – изучение авиационной техники на практике. Дисциплина очень строгая – без разрешения старшины – ни шагу. Жили в землянках, расположенных вдоль дороги к Балабанову. Температура зависела от трудолюбия женщин (за печкой сидели по очереди), сырость, одежда строго военная, перемещение только строем, чаще с песней. Каждый день – строевая подготовка. Занятия проводил начальник передвижной авиамоторной мастерской — Вадим Васильевич Пшеничнов. Забегая вперед скажем, что после войны он стал профессором. 

Изучали вооружение самолетов ЯК-1 и ЯК-7Б, а также пулемет — ШКАС, пушки — ШВАК, ленты к ним, снаряды — РС, патроны разных калибров. Оружейницы осознавали, что от того, как они подготовят ленты, снаряды и патроны к ним, зависит судьба пилота в бою и результат поединка. Костерева рассказывала: «Я – оружейница первой эскадрильи, командир Василий Абрамович Романов, командир моего самолёта старший лейтенант Костя Гольберг, механик – Павел Свичкарь, комиссар – старший лейтенант Куц». 

Старшая из оружейных – Надя Андреюк: «Нас, оружейниц, в первой эскадрилье четверо. Работа заключалась в следующем: мы готовили вооружение самолёта к боевому вылету – пулемёты (а их в самолёте два), пушки должны быть вычищены, заправлены лентами нужного калибра, ставили пушку через кабину пилота на место (а её вес 50 кг), устанавливали под плоскостью самолёта реактивные снаряды «РС». Кроме подготовки самолёта к вылету, ночью ходили в наряд – с винтовкой Мосина охранять самолёты на аэродроме, хотя он и был обнесён колючей проволокой. Наряд длился по два часа, потом смена». 

Далее Костерева рассказывала «Мы, девушки, оружейницы, но в боевых вылетах не участвовали. Яки – самые легкокрылые самолёты, экипаж – один человек. За все годы войны никого из девушек орденами, медалями не награждали, но поощрения за хорошую службу были – объявляли благодарности, присваивали воинские звания, фото самых отличившихся вывешивали на доске отличников. Надежде Андреюк присвоили звание ефрейтора, фото Нади не сходило с доски отличников».

В 1943 году нашу землянку переселили в дом к Сидориным, с дочкой хозяев Анечкой сразу нашли общий язык. 

Свободное время

Жизнь шла по законам военного времени, но свободное время у нас было.

Как ни строга была солдатская служба девушек, возраст брал своё. Конечно, передвижение строем сохранялось – строем ходили в баню (на берегу Протвы напротив заводской трубы), конечно, с песней, отдыхали в красной школе – там располагался клуб со сценой, художественной самодеятельностью, библиотекой, танцами. Серьезных симпатий с оружейницами не было – кто будет ждать, когда отпустят в увольнительную. Да и пример горький часто приводился – влюбилась одна из военнообязанных солдаток, ожидала ребёнка – сразу демобилизация, а в стране – карточная система, безработица, бытовые неудобства. Невоеннообязанным легче, наша общая любимица Анечка (хозяйкина дочь) вышла замуж за пилота Бутелова, через год родился Ванечка, нам всем на утеху.

Трагические случаи

Чем дальше продвигался фронт на запад, тем чаще улетали пилоты на чужие аэродромы. Трагические случаи докатывались до оружейниц через разговоры командиров. Да и на своём аэродроме погибали однополчане. Пилот Рябчиков погиб от собственного нездоровья, так и схоронили его в нескольких шагах от штаба, рядом с могилой погибшего до оккупации района лётчика. Нужно сказать, что кроме боевых вылетов лётчики испытывали поступающие иностранные машины. В один из летних вечеров все с увлечением смотрели фильмы. А у пилота Метла — ночные полёты. Испытывали американский самолёт: сноп огня — спитфайер. Через несколько минут испытаний торчащий хвост догорающей машины у перелеска. Под берёзками на улице Боровской появилась первая пирамидка с пятиконечной звездой. Рядом с двумя могилами запретили хоронить погибших по этическим причинам. Не вернулся из разведки Диденко. Летал на ЯК-7б молодой юркий пилот Геннадий Полканов, как лучший лётчик участвовал в группе сопровождения бомбардировщиков, бомбивших Берлин. Вылетали из-под Ржева, несколько налётов провели успешно. Но, судьба. Погиб во Ржеве, но не в бою, а по молодости и беспечности. На спор выполнял «бочку», не дотянул, привезли на улицу Боровскую, схоронили, тихо, без заслуженных им как замечательным лётчиком речей. Помнит ефрейтор и менее трагический эпизод. С пополнением прибыл молодой пилот Владимир Горбунов и сразу стал добиваться перевода в бомбардировщики. Оказывается, совсем недавно его старший брат-бомбардировщик погиб под Минском. Владимир хотел мстить фашистам за него. В ожидании ответа на просьбу вылетел в близлежащий «коридор». Время полёта вышло, Горбунова всё нет. Ближе к ночи, когда все уже уверились в трагедии, вдруг шум, возгласы у дежурки. Выяснилось, что на телеге колхозники из отдалённой деревни привезли авиатора. Оказывается, дотянул до своих, произошла жёсткая посадка. Но главное, что остался живой. 

Зимой 1943 года пара в составе Якобсона и Ломакина приняла бой в Раменском районе. Якобсон упал. Забегая вперёд, Костерева рассказывает: «Прошли десятилетия, но в 2003 году поисковый отряд Московской области обнаружил место падения самолёта на глубине.  Раскопки дали результат – обнаружили останки пилота и именной портсигар на имя «Якобсон», а также блокнот. По списочному составу 562 полка обратились ко мне. Я в то время служила уже не оружейницей, а старшим писарем по учёту самолётов и моторов. Годы сгладили из памяти черты лица Якобсона. Я только помнила, как он в шутку приветствовал меня словами: «Идёт девочка на побегушках». 

Память жива

Вместе с сыном присутствовали мы на перезахоронении. Изготовили стенд с фото «Только он не вернулся из боя», поприсутствовали в школьном музее, подарили ученикам найденный портсигар. Рада, что хотя бы один однополчанин провожал его останки в последний путь, что ещё одно имя защитника Родины всплыло из безвестности — «Арнольд Якобсон». Это был не вернувшийся в 1943 году на инютинский аэродром пилот. Оружейница далее рассказала, что 562 полк дислоцировался в Боровском районе до 5 мая 1945 года. Вышел Приказ об общей демобилизации всех воинов женского пола по месту призыва. Все цветы, внимание, улыбки были им, победительницам, многие уже позаботились о гражданских нарядах для торжественных проводов.

Совместная служба, да не на месяц-два, а годы остались в памяти у всех. Казалось, все беды остались позади, но впереди новые проблемы, и среди них оружейницы не забывали годы службы, Инютино. С 1965 ежегодно день Победы встречали однополчане на могиле Михаила Родионова, Героя СССР, погибшего 3 июня 1942. Несколько раз однополчане приезжали в Ермолино. Бесконечные воспоминания, возгласы: «А помнишь…» Помянули боевых товарищей, сложивших головы за мирное небо. В юбилейные для полка годы (15 сентября, день рождения 562 полка) ездили в Крымск. Там в музее под фото узнавали себя, молодых. Желали всем чтить память о людях старшего поколения. Радовались, что традиции полка сохранились, а задачи, стоящие перед молодыми авиаторами, те же – защита южных рубежей нашей страны. 

Во время приездов на аэродром не раз побывали в школьном музее, познакомились с членами Совета музея, оставили воспоминания о подвигах пилотов, о военной службе, обменялись координатами для общения. Уезжали с верой, что об их вкладе в Победу ныне живущие будут помнить и чтить эту память, что они передадут её молодому поколению, сохранив тем самым связь поколений.

Last modified: 08.05.2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *